Введение. В настоящее время в странах СНГ наблюдается рост числа лиц нетрудоспособного возраста. Так, например, по прогнозам Федеральной службы государственной статистики численность лиц старше трудоспособного возраста будет возрастать и дальше. Если в 2006 г. количество лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста, составило 29,1 млн, то к 2011 г. этот показатель составит 30,9 млн., к 2016 г. – 33,4 млн., при том, что общая численность населения, как и численность лиц трудоспособного возраста, будет продолжать снижаться [3].
В условиях экономической нестабильности, слабой социальной поддержки лиц нетрудоспособного возраста на фоне старения населения, несовершенства системы бюджетно-страховой медицины и роста числа платных медицинских услуг вопросы оказания медицинской помощи пожилым людям становятся особенно актуальными [6].
Большинство пожилых пациентов страдают, в основном, хроническими терапевтическими заболеваниями, что создает высокую потребность этой доли населения в различных видах медицинских услуг. Учитывая это, проблемы оказания медицинской помощи пожилым лицам требуют более углубленного изучения, как в направлении адекватности объема, так и в направлении её качества. Несомненно, ведущей патологией при этом является артериальная гипертензия – как с медицинской точки зрения (ею страдает около 40% взрослого населения), так и с социальной (высокий риск инвалидизации [1, 2, 4].
Терапевтическое обучение. Важное место в ведении пожилых пациентов занимает терапевтическое обучение [7]. Оно должно основываться на следующих принципах:
Принцип соответствия – терапевтическое обучение должно соответствовать другим компонентам профилактических технологий, в частности, всем элементам клинико-реабилитационных программ.
Принцип полноты обучения – подразумевает соответствие между целями программы и конечным результатом. Например, если цель состоит в том, чтобы добиться снижения веса, было бы недостаточно обучить методам лечебной физической культуры и не рассказать о необходимости соблюдения диетотерапии.
Принцип реальности - адаптация программы к уровню знаний пациента, предшествующему опыту, включая уровень его образованности и возможность восприятия, что и отражает связь с пациентом.
Принцип индивидуализации – этот принцип позволяет пациентам получать ответы на персональные вопросы или инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях..
Принцип обратной связи - помогает медицинскому работнику и пациенту определить, как хорошо последний усвоил материал и какого прогресса достиг.
Принцип привлечения в терапевтическое обучение членов семей пожилого пациента – это необходимо, учитывая социальную, а иногда и психологическую зависимость пожилых пациентов.
Принцип перспективности – направлен на постепенное увеличение объема желаемых изменений в качестве жизни.
Принцип помощи – относится к мерам, помогающим пациентам выполнить рекомендуемые действия или устранить препятствия.
Принцип медицинской бригады - успешный контроль над артериальной гипертензией возможен только при условии, когда в образовании пациентов участвуют специалисты различных специальностей (врач общей практики или участковый терапевт, медицинская сестра, провизор, реабилитолог, физиотерапевт, психолог, врач лечебной физкультуры, диетолог и т.д.) При этом роль врачей первичного звена возрастает в качестве координаторов обучения; также расширяется сфера работы средних медицинских работников.
Терапевтическая среда. Понятие«терапевтическая среда»впервые в нашейстране было использовано в психиатрии одним из основоположников реабилитационного направления советского здравоохранения академиком М.М.Кабановым (1978). Оно означало создание в психиатрических учреждениях закрытого типа таких условий, которые бы максимально отвлекали пациента от больничной обстановки и создавали для него условия постоянной занятости. Создание такой «терапевтической среды» является крайне необходимым для любого пожилого человека, у которого имеются ограничения в контактах с внешним миром. При этом главная цель такой среды – формирование вокруг пожилых атмосферы востребованности и заинтересованности. Такая среда должна активировать лиц пожилого и старческого возраста, побуждать их к организации своего времени. Примером действующей «терапевтической среды» может быть организация пребывания пациентов в «доме для пожилых» в пражском районе Малешице (директор – Евжен Кокеш). Элементы «терапевтической среды» включают в себя:
- организацию на территории «дома для пожилых», представляющего собой полузакрытое стационарное учреждение, сети небольших кафе, магазинчиков для постояльцев;
- возможность оформления палат собственной мебелью, предметами быта;
- организация выставок картин, концертов, праздников для пожилых людей – постояльцев; выпуск ежемесячной газеты с работами жителей дома (стихи, поздравления, художественные миниатюры и пр.);
- возможность пользоваться не только больничной столовой, но и готовить пищу самостоятельно в специально отведенных местах;
- возможность пользоваться интернетом для тех пожилых пациентов, у которых дети или родственники находятся далеко;
- рациональное размещение наглядной информации, стендов, рассчитанное на сниженные когнитивные способности пожилого человека;
- дополнением в функциональные обязанности сотрудников пункта, согласно которому за каждым сотрудников закреплено 2 – 3 пожилых пациента, с которым они должны наладить дружеские отношения, выяснять желания, поддерживать разговор и пр.
- проведение посильной для пожилого эрго- и трудотерапии с последующей благотворительной продажей изделий, изготовленных постояльцами дома.
Социальная среда и пожилые пациенты. Не вызывает сомнений то,что все усилия врачей по сохранению функциональной активности в пожилом возрасте могут оказаться тщетными без поддержки социальной среды, в которой постоянно находится их пациент [5]. Часто мы недостаточно представляем настроения пожилого человека, ту своеобразную субкультуру, в которой он находится. В этой связи несомненный интерес представляют художественные произведения, написанные пожилыми людьми, которые помогают вникнуть в мир их переживаний. К таковым можно отнести «Дневник пожилой дамы» чешской журналистки и социолога Йиржины Шикловой, которая вышла в пражском издательстве «Kalich» в 2008 году [8].
Йиржина Шиклова родилась в 1935 году, закончила философский факультет Карлова университета в Праге. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, но в 1968 уволена из университета в связи с активным сопротивлением вторжению советских войск. В последующие годы работала в гериатрических отделениях различных клиник, изучала вопросы социальной геронтологии, гендерную проблематику. После падения коммунистического режима нашла официальное признание, награждена медалями Чешской Республики, в настоящее время член редколлегии многих зарубежных журналов по социологии, член социологических обществ.
В обсуждаемой книге автор делает попытку осознать себя и свое место в окружающем мире при наступлении старости. Например, усилиям по «тренировке» памяти, которые заключаются в ежедневном чтении статей, заучивании цитат на память, освоении мобильного телефона, Интернета. Любопытны взаимоотношения героини книги с собственными детьми, которая не приемлет «уход за ней, как за больной». Автор много рассуждает о смерти, противопоставляя свою точку зрения состоявшегося человека позиции детей и внуков, у которых еще многое впереди. Старость рассматривает с точки зрения нескольких характерологических типов – «пожилой зрелый человек» с позитивным оптимистичным взглядом на вещи и активной жизненной позицией»; «кресло-качалка» - пожилой человек на пенсии, отдыхающий от жизненных проблем без желания активной деятельности; «человек в параличе» - когда сформирован страх стать обузой и на первый план выступает забота о собственном здоровье; «враждебный» тип – капризные, придирчивые и пессимистичные пожилые люди.
Книга «Дневник пожилой дамы» является весьма интересным, хорошо написанным повествованием, которое во-многом позволяет понять психологию умного, реализованного пожилого человека, живущего полноценной жизнью.
Заключение. С нашей точки зрения,организация подобной«терапевтической среды» в условиях отечественных социальных и лечебных учреждений и на дому является перспективным, требует всестороннего изучения и последующего внедрения.
Список литературы.
- Анисимов В.Н., Соловьев М.В. Эволюция концепций в геронтологии. - СПб: Эскулап, 1999. - 130 с.
- Коркушко О.В., Чеботарев Д.Ф., Калиновская Е.Г. Гериатрия в терапевтической практике. – Киев: Здоров’я, 1993. – 840 с.
- Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
- Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 304 с.
- Lovell M. Caring for the elderly: Changing perceptions and attitudes / M. Lovell // J. Vasc. Nurs. - 2006. - Vol. 24, № 1. - Р. 22 - 26.
- Mauk K.L. Financial gerontology and the rehabilitation nurse / K.L. Mauk, J.M. Mauk // Rehabil. Nurs. - Vol. 31, № 2.- Р. 58 - 62.
- Nordam A. Integrity in the care of elderly people, as narrated by female physicians / A. Nordam, V. Sorlie, R. Forde // Nurs. Ethics. - 2003.- Vol. 10, № 4. - Р. 388 - 403.
- Siklova J. Dennik stare pani. – Praha: Kalich, 2008. - 78 p.