Электронный научный журнал

ГЕРОНТОЛОГИЯ
«GERONTOLOGY» Scientific Journal

СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ

ВКЛАД ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВОЗРАСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

Мельниченко А.А.1
1. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород
УДК 37.017.925

Введение

Актуальность.

Отношение к старости в российском обществе носит скорее негативную окраску [1,2]. Именно повышение социального статуса стариков, должное отношение к ним способно обеспечить позитивное старение, благоприятное психологическое состояние пожилых людей и их восприятие себя как полноценной личности. Развитие научных основ образовательного компонента геронтологической инфраструктуры является актуальной социально-психологической проблемой. Сегодня воспитание уважительного отношения к пожилым людям получает поддержку на государственном уровне, в новых образовательных стандартах. В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования нашли отражение основные нравственные ценности, среди которых: патриотизм, служение Отечеству, уважение к родителям, забота о старших, ценности религиозного мировоззрения. Все они так или иначе предполагают уважительное отношение к старшему поколению. Воспитание уважительного отношения к старшим можно определить как целенаправленное создание условий для формирования у воспитуемых поведенческой модели3, которая включает в себя геронтологические знания; положительные эмоциональные установки по отношению к старшему поколению и периоду старости, а также готовность осуществлять ценностное взаимодействие с пожилыми людьми. Геронтологическое воспитание у школьников младших классов поможет реализации семейного образовательного проекта, основанного на идее непрерывного образования в единстве пространства и времени. Это позволит установить связи между поколениями, усилить роль старшего поколения в семейном воспитании и активизировать патриотическое воспитание [1-3].

Цель нашего проекта - изменение отношения к процессу старения и пожилым людям у школьников младших классов.

Материал и методы исследования. Чтобы изучить представление детей к пожилым людям, а также, что дети знают о здоровом старении и долголетии мы провели анонимное анкетирование. У родителей всех детей было взято письменное разрешение на участие в проекте.

Исследуемая группа состояла из 35 человек. Школьники были набраны из одного класса младшей образовательной школы гимназии № 5 (г.Белгород). Их возрастной диапазон составлял от 7 до 8 лет, а средний возраст-7.2+ 0.3 лет. Опрос проводился в форме анкетирования, состоящего из различных вопросов, но имевших трех общих упрощенных вопросов, представлено таким образом, чтобы было понятно всем субъектным группам, независимо от их возраста и уровня образования.

Вопросы были следующие:

Вопрос № 1: «Ваше отношение к старости?»

Вопрос № 2: «Какие у вас взаимоотношения в семье родитель-прародитель-ребенок?»

Вопрос № 3: «Хотели ли бы вы изменить отношение к старости?»

Результаты исследования.

По ответам мы поняли, что школьники либо не имеют представление о старении 35%, думают о старости негативно 35% и только 30% опрошенных думали о старении в позитивном ключе (рис.1).

 Рис. 1 Представление младших школьников о процессах старения

Для формирования уважительного, ценностного отношения к людям пожилого возраста в течение года школьникам в доступной форме читались лекции о том, как меняется жизнь человека на всех этапах жизненного цикла, им объяснялось почему пожилые люди медлительные, забывчивые, изредка нудные и ворчливые, но при этом любящие, вкусно готовят, интересно рассказывают истории и сказки, ходят с внуками на кружки и секции, учат вязать, шить, читать, рыбачить, делать домик для птиц. Такое воспитание межпоколенческих контактов привело к лучшему понимаю пожилых людей и во время пандемии Covid-19 дети с удовольствием поддерживали пожилых людей, которые вынужденно находились в изоляции - они собрали им подарки из своих рисунков, кроссвордов, сканвордов, а также материалы для творчества (вязания, вышивания, рассада цветов и т.д.). Ученики совместо с серебрянными геронтоволонтерами провели акцию «Сидим дома».

 Во время пандемии дети приняли участие в музыкальном  флешмобе#Corona Virus Dance Challenge, в котором в танце доступно объясняются правила профилактики заболевания. Данный флешмоб транслировался в домах-интернатах для пожилых граждан и в поликлиниках Белгородской области.

Также дети приняли участие в международном флешмобе «Дети против эйджизма», который был посвящен международному дню пожилого человека #oldlivesmatter, в котором на английском языке рассказывали о том, что они думали о пожилых людях до начала проекта и после цикла проведенных лекций.

Во время пандемии дети не только поддерживали старшее поколение, но и написали трогательные письма врачам, которые работали в «красной зоне» и боролись на передовой с пандемией. Письма, написанные ребятами для медработников, наполнены словами благодарности и поддержки, пожеланиями терпения, сил и веры в победу над пандемией. 

Школьникине забыли и о семейных ценностях, ко дню семьи, любви и верности сделали ромашки, которые вручали на торжественной церемонии многодетным семьям и семьям, прожившим долгую совместную жизнь.

В поддержку геронтоволонтеров, которые, несмотря на изоляцию, помогали людям, школьники сделали собственными руками букеты из роз как символ понимания и поддержки.

Следует отметить, что детей во всех начинаниях и проектах поддерживала семья (братья и сестры, родители, бабушки, дедушки). Такое

межпоколенческое взаимодействие еще больше усиливало позитивное восприятие старения.

Самые активные дети и родители были отмечены «Грамотами» и «Благодарностями» Департамента здравоохранения и социальной защиты и Управления социальной защиты Белгородской области.

В декабре прошлого года школьники совместно с родителями и классным руководителем пополнили ряды серебрянных геронтоловолонтеров. Теперь в составе Центра впервые в РФ появился разновозрастной отряд - 42 чел.: учащиеся общеобразовательных школ и их родители, преподаватели и аспиранты БелГУ.

Поэтому наше исследование свидетельствует о важности вовлечения детей и их семей в формирование ценностей у молодого поколения. К наиболее эффективным мерам по преодолению геронтологического эйджизма среди школьников следует отнести повышение уровня знаний по снижению негативных стереотипов о старости. Компетентностный подход в образовательном процессе может служить наиболее действенным методом преодоления геронтологического эйджизма и повышения достоинства пациентов старших возрастных групп. Именно повышение социального статуса стариков, должное отношение к ним способно обеспечить позитивное старение, благоприятное психологическое состояние пожилых людей и их восприятие себя как полноценной личности. Развитие научных основ образовательного компонента геронтологической инфраструктуры является актуальной социально-психологической проблемой. Это исследование представляет собой дополнительную информацию, связанную с ожидаемыми результатами межпоколенческих программ социального феномена, цель которого состоит в том, чтобы позитивно повлиять на отношение между молодым поколением и пожилыми людьми нашей страны.

В процессе работы с младшими школьниками было отмечено, что на детей положительно влияет их взаимодействие со старшими (не только родителями, но и их бабушками и дедушками), и такое межпоколенческое взаимодействие еще больше усиливает позитивное восприятие старения. Это показало важность вовлечения детей в такие проекты для формирования их ценностей. А повышение уровня знаний в вопросах старения приводит к снижению негативных стереотипов о старости. Такой компетентностный подход в образовательном процессе может служить наиболее действенным методом преодоления геронтологического эйджизма и повышения достоинства старших возрастных групп. Именно повышение социального статуса стариков, должное отношение к ним способно обеспечить позитивное старение пожилых людей.

 Таким образом, с одной стороны, воспитывается связь между поколениями, с другой – ребенок понимает, что тоже станет таким и сможет подготовиться морально. И, разумеется, тогда становится проще объяснить ему, что когда он станет взрослым, необходимо заниматься профилактикой преждевременного старения.

Следовательно, развитие научных основ образовательного компонента геронтологической инфраструктуры для младших школьников является актуальной социально-психологической проблемой.

Список литературы:

1.Кукушкина А.Г Воспитание у старших подростков уважительного отношения к пожилым  Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Великий Новгород, 2014

2.Кукушкина, А.Г. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям у студентов высших учебных заведений . Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2013. - Т.2. - № 74. - С.36-40.

3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]. Код доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/programma-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushchikhsya-na-stupeni-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya.html

Ключевые слова: школьники младших классов, геронтологическое образование, старший и пожилой возраст, эйджизм.

Полнотекстовый файл PDF
Мельниченко А.А., ВКЛАД ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВОЗРАСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ // ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ГЕРОНТОЛОГИЯ". - 2021. - №1;
URL: http://gerontology.su/magazines?text=348 (дата обращения: 30.03.2023).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 3 | За неделю: 4 | Всего: 1024