Введение. В настоящее время как отечественное, так и зарубежное здравоохранение переживает период поиска новых форм организации медицинской профилактической помощи в связи с тем, что существующие механизмы практически достигли максимума в повышении качества помощи и направлены в основном на популяцию, но не на конкретного индивидуума [Кучеренко В.З., 2008]. Довольно перспективной нишей для поиска способов повышения качества помощи пациентам может быть разработка профилактических программ, ориентированных на определенные группы потребителей услуг, кардинально отличающихся по каким-либо значимым признакам. К таковым относятся потребители антивозрастных и косметологических услуг [Пашинян А.Г. и соавт., 2009; Мартынов А.А., Матушевская Ю.И., 2010].
Клинико-эпидемиологические данные показывают, что не менее 10% людей среднего возраста имеют признаки преждевременного старения, что требует разработки для них специальных профилактических программ [Павлова Т.В. и соавт., 2012; Прощаев К.И., 2012; Позднякова Н.М., 2013]. Реализация программ персонифицированной профилактики позволит добиться реальной интеграции различных составляющих профилактической помощи, что улучшает функциональные параметры организма пациента, качество их жизни, степень независимости, а в итоге - качество и объем реализации профилактических программ населению.
Цель исследования.
Разработать научно обоснованную модель создания геронтологических профилактических программ как средства повышения качества медицинской помощи.
Материалы и методы.
Исследование проводилось в течение 2011-2013 гг. на базе 22 медицинских организаций различных форм собственности, имеющих действующие лицензии на медицинскую деятельность, участвующих в проекте АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология» «Антивозрастная медицина».
Все организации, которые участвовали в исследовании, были разделены на два типа:
1) амбулаторные медицинские организации общего профиля (поликлиники, медицинские многопрофильные центры);
2) медицинские организации, предоставляющие услуги в области антивозрастной медицины, в т.ч. эстетической медицины и косметологии.
Проведен сравнительный анализ реализации существующих профилактических программ в государственных и частных медицинских организациях. На основании информации, полученной путем изучения учетно-отчетной документации медицинских организаций, выкопировки данных из медицинской документации, экспертной оценки, анкетирования и интервьюирования пациентов разработаны подходы к созданию персонифицированных профилактических программ, изучены принципы управления и маркетинга при оказании гериатрической помощи, разработаны пути реализации персонифицированных профилактических программ.
Статистическая обработка результатов исследования включала расчет средних величин, экстенсивных и интенсивных показателей, факторный анализ с определением факторной нагрузки, многомерный биометрический анализ по методу G. Apton (1982). Полученные данные были обработаны с помощью программы «Statgraphics plus for Windows», версия 7.0.
Результаты и обсуждения.
Качество жизни людей и степень их независимости в повседневной жизни в пожилом возрасте, а также риск их развития, сопряженный со зрелым возрастом определяются наличием медико-социальных синдромов, таких как когнитивный дефицит, саркопения, синдром гипомобильности, синдром мальнутриции, синдром снижения зрения.
Был проведен анализ данных, который позволил констатировать, что в практической деятельности в отношении большинства описанных выше состояний (когнитивный дефицит, саркопения, гипомобильность, мальнутриция) существует значительный достоверный (p<0,05) разрыв между средним возрастом людей, когда появляются признаки данных состояний и возрастом людей, когда эти состояния впервые регистрируется в реальной медицинской практике при существующей системе организации помощи. С одной стороны, это может объясняться тем, что развитие данных состояний не всегда сопряжено с наличием заболеваний, которые непосредственно определяют повышенный риск смертности и уменьшения продолжительности жизни, в связи с чем они не являются предметом популяционных профилактических программ, с другой – несовершенством популяционных программ профилактики в отношении заболеваний, при которых такая связь существует (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь основных медико-социальных синдромов с заболеваниями, определяющим повышенный риск смертности и уменьшения продолжительности жизни
Медико-социальный синдром |
Связь медико-социального синдрома с заболеванием (состоянием), которое определило его развитие |
Связь заболевания с повышенным риском смертности и уменьшения продолжительности жизни |
Когнитивный дефицит |
Артериальная гипертензия |
Есть, p<0,001 |
Сахарный диабет |
Есть, p<0,01 |
|
Атеросклероз |
Есть, p<0,02 |
|
Гипотиреоз |
Нет, p>0,05 |
|
Саркопения |
Возрастная дистрофия мышечной ткани |
Нет, p>0,05 |
Остеоартроз |
Нет, p>0,05 |
|
Хроническая сердечная недостаточность |
Есть, p<0,03 |
|
Гипотиреоз |
Нет, p>0,05 |
|
Гипомобильность |
Остеоартроз |
Нет, p>0,05 |
Гипотиреоз |
Нет, p>0,05 |
|
Хроническая венозная недостаточность |
Нет, p>0,05 |
|
Мальнутриция |
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта |
Нет, p>0,05 |
Онкологическая патология |
Есть, p<0,001 |
|
Синдром снижения зрения |
Возрастная макулярная дегенерация |
Нет, p>0,05 |
Катаракта |
Нет, p>0,05 |
|
Глаукома |
Нет, p>0,05 |
|
Сахарный диабет |
Есть, p<0,01 |
Учитывая, что формирование медико-социальных синдромов и заболеваний, которые приводят к ним, начинается в среднем на 15-18 лет раньше, чем они регистрируются в реальной медицинской практике, необходимо повышение эффективности геронтологической профилактической помощи. Для этого целесообразно смещение персонифицированных профилактических мероприятий на более ранние возрастные группы населения.
В ходе исследования был проведен анализ готовности частных медицинских организаций и клиник принимать участие в реализации программ персонифицированной профилактики. Оказалось, что все частные медицинские организации готовы в той или иной форме участвовать в этом процессе (табл. 2).
Таблица 2
Готовность частных медицинских организаций принимать участие в реализации программ персонифицированной профилактики
Тип медицинской организации |
Опрошенный персонал |
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) |
||
Готовы реализовывать самостоятельно |
Готовы реализовывать в партнерстве с другими типами мед.организаций |
Не готовы |
||
Многопрофильные медицинские центры |
Административно-управленческий аппарат |
9,6% |
90,4% |
0% |
Врачи
|
15,3% |
86,6% |
0,3% |
|
Клиники эстетической медицины |
Административно-управленческий аппарат |
24,2% |
76,7% |
1,1% |
Врачи
|
11,3% |
85,3% |
3,4% |
Интересным явился тот факт, что представители государственных поликлиник были готовы поддержать инициативу негосударственных медицинских организаций по реализации программ персонифицированной профилактики и принимать участие в партнерстве по интеграции программ популяционной и персонифицированной профилактики (табл. 3).
Таблица 3
Готовность государственных медицинских организаций сотрудничать с негосударственными медицинскими организациями
Позиция опроса |
Опрошенный персонал |
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) |
|
Готовы реализовывать самостоятельно |
Не готовы |
||
Поддержка реализации программ персонифицированной профилактики в негосударственных учреждениях |
Административно-управленческий аппарат |
97,8% |
2,2% |
Врачи
|
96,4% |
3,6% |
|
Готовность участвовать в интеграции популяционных и персонифицированных программ |
Административно-управленческий аппарат |
92,2% |
7,8% |
Врачи
|
79,5% |
20,5% |
В ходе исследования были изучены и сгруппированы задачи медицинских организаций при взаимодействии с пациентами – потенциальными потребителями услуг персонифицированной профилактики.
Все задачи можно было разделить на три группы:
1) задачи медицинского характера. К ним можно отнести следующие: обеспечение качественного оказания специализированной медицинской помощи, в соответствии с действующей лицензией на медицинскую деятельность; строгое соблюдение действующих стандартов оказания медицинской помощи, снижение рисков и осложнений медицинской помощи и т.д.;
2) задачи этического характера: повышение удовлетворенности пациентов полученной медицинской помощью, создание положительного мнения о медицинской организации и т.д.;
3) задачи коммерческого характера: увеличение количества первичных пациентов, пришедших по положительной рекомендации других пациентов о данной медицинской организации, увеличение количества услуг, которые пациент предпочитает выбрать именно в данной медицинской организации, увеличение прибыли медицинской организации и т.д.
Совокупность выявленных закономерностей и взаимосвязей была использована для создания прогностической шкалы возможности создания и эффективной реализации персонифицированных профилактических программ для различных ситуаций (программы первичной профилактики когнитивного дефицита, саркопении, мальнутриции, гипомобильности, снжения зрения; программы вторичной профилактики).
Для формирования критериев отбора для реализации программ персонифицированной профилактики, их содержания (диагностические методы, методы профилактики и т.д.) были рассчитаны значения шкал прогноза целесообразности и эффективности программ персонифицированной профилактики.
В таблице 4 представлены показатели для расчета прогностической шкалы макета создания и реализации персонифицированной программы первичной профилактики саркопении. Неоспоримым является тот факт, что с точки зрения маркетинга, персонифицированные профилактические услуги на рынке вводятся для повышения конкурентоспособности организации, увеличения объема продаж медицинских услуг и оказания востребованных на рынке услуг.
Таблица 4
Показатели для расчета прогностической шкалы макета создания и реализации персонифицированной программы первичной профилактики саркопении (фрагмент)
Прогностический показатель |
Степень выраженности |
Оценка в баллах (Ai) |
Весовой коэффициент (Ki) |
Прогностический балл |
Метод диагностики |
Биоимпедансометрия |
4 |
1,0 |
Всоответствии с выражением (1) |
Динамометрия |
2 |
|||
Оценка скорости ходьбы |
2 |
|||
Оценка отжиманий |
1 |
|||
Оценка приседаний |
0 |
|||
Определение параметров пассивной подвижности |
2 |
|||
Рентгенографическое исследование |
2 |
|||
Определение эндокринного статуса |
Исследование уровня содержания тиреотропного гормона |
4 |
0,80 |
– ¢¢ – |
Исследование уровня содержания гормона Т4 |
2 |
|||
Исследование уровня содержания гормонов Т4 |
2 |
|||
Исследование содержания антител к тиреоглобулину |
1 |
|||
… |
||||
Виды физической активности |
Силовые тренировки |
4 |
1,00 |
– ¢¢ – |
Плавание |
3 |
|||
Бег |
2 |
|||
Быстрая ходьба |
1 |
|||
… |
||||
Поддержка мотивационной составляющей |
Есть |
3 |
0,89 |
|
Нет |
0 |
|||
Под руководством инструктора ЛФК |
3 |
|
|
|
Самостоятельно |
1 |
|||
Всего: интервал возможных значений: max = 29,05; min = 0; прогностический балл успешного создания и реализации программы = 19,91 |
При этом ключевыми с точки зрения значимости по данным анализа экспертных оценок являются следующие позиции: 1) руководство организации должно проанализировать потребность потенциальных потребителей услуг (p<0,01); 2) организация должна располагать необходимыми для этого возможностями и ресурсами для введения услуги персонифицированной профилактики (p<0,02), в т.ч. при отсутствии собственных возможностей состоять в договорных отношений с другими заинтересованными организациями, обладающими такими возможностями (p<0,02), 3) иметь регламент введения новой услуги персонифицированной профилактики (p<0,01), 4) иметь регламенты реализации этих услуг (p<0,01).
При изучении организаций здравоохранения с точки зрения таких свойств как эмерджентность, аддитивность, синергичность, мультипликативность, устойчивость, адаптивность, централизованность, обособленность, совместимость оказалось, что популяционные профилактические программа оптимальнее реализовывать в государственных медицинских организациях, а персонифицированные программы профилактики - в частных организациях. При этом необходимо учитывать, что потребности потенциального пользователя профилактических услуг в большой степени зависят от его личных, индивидуальных, культурных и других особенностей, наличия у него рентных установок, конкретных медико-социальных проблем, с которой сталкивается личность.
В итоге, принципиальная модель внедрения, реализации и оценки эффективности услуги персонифицированной профилактики выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Модель внедрения, реализации и оценки эффективности услуги персонифицированной профилактики.
В таблице 5 представлены данные об основных показателях, связанных со здоровьем и качеством жизни среди пациентов, которые получили программы персонифицированной профилактики в медицинских организациях, которые были базами эксперимента.
Таблица 5
Основные показатели, связанные со здоровьем и качеством жизни среди пациентов, которые получили программы персонифицированной профилактики
Показатель |
Довнедрения |
Послевнедрения |
Динамика, р |
Уровень качества жизни по SF-36 |
64,3+2,1 |
73,1+1,9 |
+, p<0,05 |
Уровень тревожно-депрессивного синдрома (по ВАШ) |
4,2+0,7 |
3,1+0,5 |
+, p<0,05 |
Степень мотивации к модификации образа жизни (везде далее по ВАШ) |
3,4+0,2 |
5,7+0,5 |
+, p<0,05 |
Степень мотивации к постоянному применению базисной терапии |
3,5+0,3 |
5,6+0,4 |
+, p<0,05 |
Степень удовлетворенности состоянием здоровья |
4,7+0,7 |
8,1+0,6 |
+, p<0,05 |