Введение. По данным Центрального НИИ экспертизы трудоспособности иорганизации труда инвалидов, в психоневрологических интернатах России инвалиды составляют более 42%. По отдельным нозологическим формам число инвалидов значительно больше: среди больных олигофренией их 68,7%.
Инвалиды находящиеся в домах-интернатах общего типа (в основном это больные с поражением опорно-двигательного аппарата), составляют 10%. В большинстве случаев эти лица проживают в психоневрологических интернатах. Лишь в единичных учреждениях созданы специализированные отделения, которые позволяют организовать реабилитационные мероприятия для них.
Вместе с тем, повышение эффективности реабилитации инвалидов актуально в связи с их большей представленностью в учреждениях социального обслуживания. При переподготовки и восстановления утраченных навыков у инвалидов, следует учитывать индивидуальный реабилитационный потенциал, который необходимо использовать [5].
В то же время недостаточно разработаны вопросы адаптации инвалидов в этих учреждениях. Организация жизни в них существенно отличается от домашней обстановки и даже психиатрической больницы. Многие утрачивают социально-значимые навыки, превращаются в "подопечных". Кроме того, совокупность биологических и психологических возрастных особенностей инвалидов позволяет рассматривать их как группу «повышенного риска» - не выработан стереотип поведения в новых условиях, часто возникают декомпенсации психопатоподобных расстройств, не сформировано окончательно дефектное состояние у больных с эндогенным заболеванием и т.д. Без адекватных условий обучения, труда и должной организации образа жизни у них чаще всего формируется дезадаптивное поведение.
Инвалиды находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания, составляют более 42%. Весьма актуально повышение эффективности реабилитации этих пациентов в связи с их большой представленностью, способностью к профессионально-трудовому обучению, а при необходимости, к переподготовке и восстановлению утраченных навыков. От уровня сформированных навыков, приобретенных знаний и социального опыта зависит социальная интеграция инвалидов.
В статье раскрывается один из механизмов интеграции инвалидов в общество через систему патронажа. Ставится вопрос о передаче наиболее сохранных и социально адаптированных больных в семьи сельских жителей на содержание, трудоустройство под эгидой патронажных комиссий органов социальной защиты.
В зависимости от уровня сформированных навыков, приобретенных знаний и социального опыта необходимо решать вопрос о социальной интеграции инвалидов.
Важно адекватно определить дальнейшую судьбу инвалида: он надолго останется в доме-интернате, будет обучаться в реабилитационном центре с перспективой трудоустройства либо выпишется из учреждения социальной защиты с возможностью трудовой занятости по месту жительства. Перспектива успешной реабилитации зависит также от материально-технической базы, кадрового обеспечения, профессиональной подготовки медицинского персонала, средового, коррекционного и педагогического воздействия, преемственности реабилитационного воздействия на внутриведомственном уровне, точной оценки эффективности реабилитации.
Интеграция инвалидов в общество — заключительный и наиболее ответственный этап реабилитации. Интеграция (integratio) — буквально восстановление, восполнение, объединение в единое целое каких-либо частей [1]. Применительно к лицам, находящимся в домах-интернатах, это понятие следует интерпретировать как выписку из учреждений социальной защиты и внедрение инвалидов в общество с полной адаптацией к современным социальным условиям. Говорят о полной (с выпиской, трудоустройством) или частичной (с трудоустройством на штатных должностях в домах-интернатах, оформлением трудовых договоров с бывшими подопечными, создание им более комфортных условий проживания, расселение в отдельных жилых комнатах) интеграции инвалидов в общество.
Ряд авторов сообщают об эффективной реабилитации инвалидов в условиях обычного производства [2]. Особым разделом реабилитации является трудоустройство в щадящих условиях специальных цехов (участков) промышленных предприятий. Это позволяет устранить изоляцию больных от социально-трудовой жизни общества и избежать так называемого госпитализма, и, вместе с тем, дает возможность использовать труд инвалидов в доступном темпе и адекватном режиме, с определенной дозированной нагрузкой.
В литературе имеются данные об особенностях социально-трудового устройства инвалидов в сельской местности. Сообщается о бригадах пациентов, которые после восстановительного лечения выезжали в деревни. Администрация совхозов выделяла им помещения, постельные принадлежности, бытовой инвентарь, обеспечивала питанием в рабочих столовых. Постоянное наблюдение и поддерживающую терапию обеспечивали местные медицинские работники. В последующем одни пациенты, восстановив связи с родственниками, трудоустраивались по месту жительства, а другие оставались в совхозе, который предоставлял им квартиру или место в общежитии.
Однако дальнейшее углубление кризисных явлений в экономике страны, резкое сокращение рабочих мест на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, ликвидация колхозов и совхозов, отсутствие фонда бесплатного жилья делают проблематичной и весьма затруднительной реализацию программы интеграции инвалидов в общество. В связи с этим особенно актуальна разработка механизмов интеграции применительно к современным условиям. Сообщается об интеграции инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата через создание производственно-жилых комплексов (ПЖК). Интеграция рассматривается не только как вселение инвалидов в среду здоровых людей, но и как весь комплекс социальных условий, необходимых для обеспечения жизни человека независимо от его физического дефекта. По мнению разработчиков, ПЖК — оптимальная модель интеграции инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, позволяющая трудоустраивать их, создавать специальные рабочие места, разрабатывать технические средства и приспособления для трудовых операций. Кроме того, приспособление зданий для комплексного обслуживания лиц с физическими дефектами (оборудование пандусов, широких дверных проемов, специальных лифтов для передвигающихся на колясках и т. д.) позволяет пациентам сочетать профессионально-трудовую деятельность с комфортным проживанием в обстановке, максимально приближенной к домашней.
Другие авторы видят практическую интеграцию инвалидов из психоневрологических интернатов в общество в создании для них специализированных общежитий со штатом воспитателей, психологов, социальных работников [3].
Особый интерес представляет интеграция инвалидов через систему патронажа. Классической в историческом плане формой патронажа считают стихийно возникшую колонию посемейного призрения в г. Гееле (Бельгия) в VI—VII веках. После того как разнесся слух о чудесных случаях исцеления на могиле мученицы Св. Димфны (дочь ирландского короля), отовсюду сюда стали стекаться больные. Часть из них оставалась жить в Гееле в семьях горожан, обычно по 3—4 человека. Они ели за одним столом с хозяевами, присматривали за детьми, помогали вести домашнее хозяйство, свободно ходили по городу. В 60-х годах XIX века церковь передала колонию в Гееле в полное распоряжение государства [4].
Психиатрический патронаж в России был медицинским, им руководила администрация психиатрических учреждений, стремившаяся к соблюдению интересов патронируемых, предоставлению им максимальных удобств в семье и ограничению возможности злоупотреблений в отношении пациентов со стороны членов патронирующих семей.
Основными терапевтическими факторами патронажа являются свобода и жизнь в здоровой среде с ее повседневными стимулирующими моментами, возможностью вовлечения инвалидов в систематический труд, сохранения их индивидуальности.
Жизнь больных в условиях патронажа всегда противопоставлялась пребыванию в однообразных больничных условиях, обедняющих личность. Значимость патронажа определяется, прежде всего, "малой реабилитацией", он позволяет продолжать лечение больных и вести наблюдение за ними вне психиатрических стационаров. На наш взгляд, передача больных в семьи сельских жителей, фермеров на содержание, воспитание, трудоустройство под эгидой патронажных комиссий органов социальной защиты позволила бы активно и безболезненно выписать часть инвалидов из стационарных учреждений социального обслуживания и обеспечить их интеграцию в общество.
Так, в одном из психоневрологических интернатов Московской области, рассчитанном на обслуживание 1010 инвалидов за 1993—1998 гг. лечебными отпусками воспользовалось 15,1% инвалидов. В понятие "лечебный отпуск" мы вкладываем пребывание пациентов в течение нескольких дней — 1,5 - 2 мес. дома и у близких родственников, а также в семьях сотрудников интерната. Пациенты могут проводить вне интерната выходные, праздничные дни, летний период во время сельскохозяйственных работ.
При предоставлении отпусков учитывались как клинические, так и социальные факторы. Основным условием оформления домашнего отпуска было отсутствие острой психотической симптоматики. Подопечным, получающим поддерживающую терапию, выписывали лекарства, выдавали краткие предписания по схеме лечения. К социальным факторам предоставления отпусков были отнесены решение наследственно-правовых и имущественных вопросов, помощь престарелым родственникам, временное ведение хозяйственных дел дома, сельскохозяйственные работы и т. д.
Важным оказался анализ клинических факторов. Среди пользующихся отпусками умственно отсталые составляли 68,2%, больные шизофренией — 29,4%, эпилепсией — 1,1%, другими органическими заболеваниями ЦНС — 1,3%. Данное обстоятельство указывает на то, что наиболее перспективны, в плане патронирования и социальной адаптации, больные олигофренией с нерезко выраженным интеллектуальным дефектом (выраженная дебильность — легкая степень имбецильности). Они активно помогали вести домашнее хозяйство, выполняли отдельные несложные поручения, совершали покупки. Многие самостоятельно пользовались общественным транспортом, достаточно хорошо ориентировались в местности района проживания. У 60,5% патронируемых больных терапевтические ремиссии были достаточно продолжительными (более 3 лет), о чем можно судить по частоте госпитализаций в психиатрические больницы [6].
Заключение. На модели домашних отпусков,которые сочетаются с элементами патронирования, доказана необходимость "реанимации" психиатрического патронажа и его повсеместного внедрения, особенно в стационарных учреждениях социального обслуживания, расположенных в сельской местности. Это позволит проводить интеграцию инвалидов в общество, разгрузить дома-интернаты от наиболее курабельных и социально адаптированных больных, поможет в профилактике госпитализма.
Несомненно, нуждаются в доработке и обновлении законодательные акты о патронаже, следует продумать введение пособия для семей, взявших на себя обязательства по патронированию больных. Однако в целом посемейный патронаж имеет богатую историю, достаточно хорошо разработан и не утратил актуальности в настоящее время. Особенно велика его роль в интеграции в общество инвалидов.
Список литературы.
- Авцинова Г.И., Фурсов С.А. Международный и российский опыт интеграции в общество людей с инвалидностью: политологический анализ // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. - М., 2009. — № 2. -С. 17-19.
- Зотова Е. Как живется с ДЦП / Е. Зотова // Русский инвалид. - 2009. - № 1 - 2. -С. 45-49.
- Куканова Е.В. Введение в специальность «Социальная работа» / Е.В. Куканова, П.Д. Павленок, В.К. Шаповалов. - М.: ФОРУМ, 2007. - 125 с.
- Осипов С.А. Управление занятостью инвалидов. - Воронеж: Истоки, 2006. – 160 с.
- Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра, 2009. – 560 с.
- Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М.: Дашков и Ко, 2008.-232