Трансформация системы образования стран Европы в направлении открытого образования предусматривает развитие открытых учебных сред, обеспечивающих свободный доступ к учебным ресурсам [5, 7, 8]. Особую актуальность этот тренд приобретает в последипломном повышении квалификации (ПК) специалистов фармацевтической отрасли, в которой внедрение инноваций является жизненно необходимым для успешного динамического развития. Период полураспада компетентности специалиста в наукоемких областях знания уже сегодня составляет 18-24 месяца. Одновременно ускоряется процесс старения населения промышленно развитых стран, что выводит группу людей пожилого и старческого возраста в разряд одного из основных потребителей продукции отрасли. Такие процессы заставляют корректировать программы последипломного ПК, внедрять новые образовательные курсы в области геронтологии и гериатрии для работников фармацевтической отрасли.
В современных условиях опорой всякого курса, программы ПК, вне зависимости от формы обучения, является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).
К сожалению значительная часть ЭУМК, созданных в последнее время в высших учебных заведениях, обеспечивает свободный доступ только на технологическом уровне организации. Поэтому актуальной является задача системного подхода к решению этой проблемы.
Целью нашего исследования является обоснование стратегии создания ЭУМКПК работников фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии с точки зрения обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам для обучающегося.
Материал и методы исследования.
В работе использованы анализ собственного опыта разработки и внедрения ЭУМК повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, фармацевтических и медицинских работников, работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения в области геронтологии и гериатрии в рамках научно-исследовательского проекта открытого образования «Khmara» [4], метод экспертного оценивания выявленных тенденций.
При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.
Результаты исследования.
Опыт теоретического обоснования и практического внедрения в учебный процесс ЭУМК в проекте открытого образования «Khmara» позволяет считать, что система организации свободного доступа к учебным ресурсам должна обеспечивать следующие взаимосвязанные уровни (Рис.1):
1. Технологический.
1.1. Возможность использования любого веб-браузера, любого устройства доступа к ЭУМК (в том числе мобильных устройств с соответствующей оптимизацией доступа).
1.2. Возможность использования всех широкораспространенных операционных систем и платформ.
1.3. Независимость доступа к ЭУМК от технических и финансовых возможностей учебной организации (доступ должен зависеть исключительно от пропускной способности канала соединения с сетью Интернет, доступного пользователю).2.
2. Дидактический.
2.1. Обеспечение подачи учебного материала с учетом особенностей восприятия информации в ЭУМК (в первую очередь, четкое структурирование и модульность).
2.2. Активное применение интерактивного обмена учебной информацией как между преподавателями и слушателями, так и в группах слушателей через блоги, форумы, социальные сети.
2.3. Обязательное использование технологии вебинара в режиме реального времени.
2.4. Интеграция аудиовизуальных фрагментов в учебный материал ЭУМК с целью повышения уровня когнитивной мотивированности слушателей [1].
3. Психолого-педагогический.
3.1. Учет особенностей восприятия информации в презентациях и на страницах ЭУМК с точки зрения места размещения, контраста, цвета и шрифтового наполнения.
3.2. Обеспечение интуитивно понятного входа в ЭУМК через единую точку доступа (сайт, логин, пароль) с использованием тройной цветной, буквенно-цифровой и пиктографической идентификации «своего» ЭУМК пользователем.
3.3. Обязательный учет основных принципов андрагогики при создании ЭУМК для обучения взрослых и герагогики - для обучения людей пожилого и старческого возраста [3, 6].
4. Организационно-методический.
4.1. Обеспечение возможности использования полученных в процессе обучения навыков работы с электронными образовательными ресурсами вне ЭУМК в реальной жизни, на производстве, для продолжения обучения в течение жизни.
4.2. Организация измерения, оценивания и повышения (в случае необходимости) уровня компетентности обучающегося в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [2].
Последнее хорошо иллюстрирует результат анкетирования слушателей курсов повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии (12-балльная шкала самооценки уровня ИКТ-компетентности, где 1-4 балла соответствуют низкому уровню 9-12 баллов - высокому уровню), которые обучались по очно-дистанционной форме обучения.
Установлено, что уровень индивидуальной успешности повышения квалификации (ИУПКС), во всех категориях достоверно выше у лиц с высоким уровнем ИКТ-компетентности по сравнению со специалистами с низким уровнем этого показателя (p <0,05).
Вывод.
Стратегия создания ЭУМК повышения квалификации специалистов фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии с точки зрения обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам обучающегося, должна обеспечивать современные технологические, дидактические, психолого-педагогические и организационно-методические уровни организации.
Список литературы.
- Бессарабов В.И. Использование современных технологий дистанционного обучения для повышения когнитивной мотивированности студентов медико-биологических специальностей вузов / В.И. Бессарабов, А.Л. Лапшин // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 4. – С.545-552.
- Бессарабов В.И. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий слушателей курсов повышения квалификации / В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 3. – С.342-349.
- Бессарабов В.И. Новая система актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики: основные положения / В.И. Бессарабов, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 92-99.
- Бессарабов В.І. Універсальна система управління навчальними ресурсами науково-дослідного проекту відкритої освіти «Хмара» / В.І. Бессарабов // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2013. — Том 38, №6. — С. 162 — 169. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/936#.UvHxfLQVfw8.
- Биков В.Ю. Електронна педагогіка та сучасні інструменти систем відкритої освіти / В.Ю. Биков, І.В. Мушка // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2009. – Т. 13, № 5. – Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/177#.Um1loxCKJYA.
- Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
- Манако А. Ф. ИКТ в обучении: взгляд сквозь призму трансформаций / А. Ф. Манако, Е. М. Синица // Образовательные технологии и общество. — 2012. — Tом 15, № 3. — С. 392–413. — Режим доступа к публикации: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/html/6.htm.
- Морзе Н.В. Формування навичок ефективної співпраці студентів під час використання вікі-порталу / Н.В. Морзе, Л.О. Ярченко-Троценко // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2014. — Том 40, №2. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1015#.VAXU1mPDV8E.